Будда имя что означает


История Будды. Кем был Будда в обычной жизни? Имя Будды

История Будды, пробужденного мудреца из рода Шакья, легендарного основателя мировой религии буддизма и духовного учителя, берет начало в V-VI веке до нашей эры (точная дата неизвестна). Блаженный, почитаемый миром, идущий в благе, полностью совершенный… Его называют по-разному. Будда прожил довольно долгую жизнь, около 80 лет, и прошел удивительный путь за это время. Но обо всем – по порядку.

Реконструкция биографии

Перед тем как рассказать историю Будды, следует отметить один немаловажный нюанс. Дело в том, что материала для научной реконструкции его биографии у современной науки очень мало. Поэтому вся информация, известная о Блаженном, берется из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» например (переводится как «Жизнь Будды»). Его автором является Ашвагхоша – индийский проповедник, драматург и поэт.

Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.

Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти. К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.

И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты. Внимание акцентировалось на философских аспектах. Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять. Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.

Жизнь до рождения

Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Понятие более распространено под названием «сансара». Этот круговорот ограничен кармой – вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.

Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью. Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния. Так что его начали именовать бодхисаттвой – тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению – нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость. Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет. Поэтому его решение стала семья почтенного царя шакьев. Он знал, что люди с бóльшим доверием отнесутся к проповедям того, кто имеет такое благородное происхождение.

Семья, зачатие и рождение

Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев – царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама – это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев – влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.

Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.

В соответствии с традицией шакьев, для родов царица отправилась в дом своих родителей. Но Махамайя до них не доехала – все случилось в дороге. Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное местонахождение – государство Непал в Южной Азии, поселение в округе Рупандехи). Именно там будущий Мудрец появился на свет – прямо под деревом ашока. Произошло это в месяц вайшакха - второй от начала года, длится с 21-го апреля по 21-е мая.

Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.

Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал – младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.

Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.

Молодость

Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи. Ее звали Маха Праджапати. Отец тоже принимал определенное участие в воспитании. Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях. Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.

Будущий Бог Будда обгонял всех своих сверстников во всем – в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его тянуло к размышлениям.

Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста. Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным ребенком Будды Шакьямуни. Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Забегая наперед, стоит сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а в дальнейшем и архатом – тем, кто достиг полного освобождения от клеш (омрачения и аффектов сознания) и вышел из состояния сансары. Рахула испытывал просветление даже тогда, когда просто шел рядом с отцом.

Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получал все, что только можно было пожелать. Но чувствовал: материальные блага – далеко не конечная цель жизни.

То, что изменило его жизнь

Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:

  • Нищий старик.
  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).

Именно в тот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей действительности, которая остается актуальной и по сей день, несмотря на минувшие два с половиной тысячелетия. Он понял – смерть, старение, мучения и болезни неизбежны. От них не защитит ни знатность, ни богатства. Путь к спасению лежит только через самопознание, поскольку именно его посредством можно постигнуть причины страданий.

Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло Будду Шакьямуни оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Обретение знаний

С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.

Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название – «Великое Отправление».

Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху – городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил на улице милостыню.

Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.

Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.

Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми – аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял – это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения. И погрузился в Дхьяну. Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем - к полной остановке психической активности на время.

Просветление

После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе – он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).

Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха – это дух дерева. Настолько изможденно он выглядел. Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют деревом Бодхи) и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

Это пришлось не по нраву демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов. Он соблазнял будущего Бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, пытаясь всячески отвлечь его от медитации посредством демонстрации привлекательности земной жизни. Однако Гаутама был непоколебим, и демон отступил.

Целых 49 дней он просидел под фикусом. И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.

Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами». Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание. И есть его причина, которой является желание. Прекращение страдания – это нирвана. И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».

Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных. Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью. А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания. Но за людей вступился высший дэв Брахма Сахампати (бог), который попросил Гаутаму привнести в этот мир Учение, поскольку всегда найдутся те, которые его поймут.

Восьмеричный путь

Рассказывая о том, кто такой Будда, нельзя не упомянуть и Благородный восьмеричный путь, который прошел сам Пробудившийся. Это – дорога, ведущая к прекращению страдания и освобождению от состояния сансары. Об этом можно рассказывать часами, но если вкратце, то Восьмеричный путь Будды – это 8 правил, следуя которым можно прийти к Пробуждению. Вот что они собой представляют:

  1. Правильное воззрение. Подразумевает постижение четырех истин, которые были указаны выше, а также других положений учения, которые нужно пережить и сформировать прочувствованное в мотивацию своего поведения.
  2. Правильное намерение. Нужно твердо увериться в своем решении следовать восьмеричному пути Будды, ведущему к нирване и освобождению. И начать взращивать в себе метту – дружелюбие, благожелательность, любящую доброту и добросердечность ко всему живому.
  3. Правильная речь. Отказ от сквернословия и лжи, клеветы и глупости, непристойности и подлости, пустословия и распри.
  4. Правильное поведение. Не убивать, не воровать, не распутничать, не пьянствовать, не лгать, не совершать никаких иных злодеяний. Это – путь к социальной, созерцательной, кармической и психологической гармонии.
  5. Правильный образ жизни. Надо отказаться от всего, что может причинить страдание любым живым существам. Выбрать соответствующий род деятельности – зарабатывать в соответствии с буддийскими ценностями. Отказаться от роскоши, богатства и излишеств. Это избавит от зависти и от иных страстей.
  6. Правильное усилие. Стремление осознать себя и научиться различать дхармы, радость, умиротворение и спокойствие, сконцентрироваться на достижении истины.
  7. Правильное памятование. Уметь осознавать собственное тело, ум, ощущения. Пытаться научиться видеть себя, как скопление физических и психических состояний, различить «эго», разрушить его.
  8. Правильное сосредоточение. Уход в глубокую медитацию или дхьяну. Помогает достичь предельной созерцательности, освободиться.

И это – вкратце. С этими понятиями в первую очередь и связано имя Будды. И, кстати, они же и легли в основу школы дзэн.

О распространении учения

С момента постижения Сиддхартхой просветления люди начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы – Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.

Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.

Следующие 45 лет имя Будды становилось все узнаваемей. Он путешествовал по Индии, преподавал Учение всем желающим, кем бы они ни были – хоть людоедами, хоть воинами, хоть уборщиками. Гаутаму сопровождала и сангха, его община.

Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым. Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.

Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.

После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.

Смерть

Годы жизни Будды были насыщенными. Когда ему исполнилось 80 лет, он сказал, что вскоре достигнет Паринирваны – конечной стадии бессмертия, и освободит свое земное тело. Перед тем как вступить в это состояние, он спросил у своих учеников, имеют ли те какие-либо вопросы. Их не было. Тогда он произнес свои последние слова: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».

Когда он умер, его кремировали по правилам обряда для Вселенского властителя. Останки разделили на 8 частей и поместили в основании ступ, специально воздвигнутых для этого. Считается, некоторые памятники сохранились и по сей день. Храм Далада Малигава, например, в котором хранится зуб великого мудреца.

В обычной жизни Будда был просто статусным человеком. И пройдя сложный путь, он стал тем, кто смог достичь высшего состояния духовного совершенства и вложить знания в умы тысяч людей. Именно он – основатель древнейшего мирового учения, имеющего непередаваемое значение. Не удивительно, что празднование дня рождения Будды – масштабный и громкий праздник, отмечающийся во всех странах Восточной Азии (кроме Японии), и в некоторых являющийся официальным. Дата меняется ежегодно, но выпадает всегда на апрель или май.

fb.ru

Как выглядел Будда на самом деле и какой национальности он был?

Здравствуте, дорогие читатели!

Сегодня мы хотим рассказать вам о том, что за словом «Будда» стоит не безликое божество или плод непорочного зачатия. Это реальный человек, чья жизнь окутана красивыми мистическими, почти сказочными историями.

Содержание:Что означает слово «будда»Внешние признакиЧерты лицаНациональность32 великих признакаЖизнь Сиддхартхи ГаутамыЗаключение

Что означает слово «будда»

В буддизме слово «Будда» (Просветлённый) служит не для обозначения собственного имени, а имеет достаточно широкое значение. Согласно учению, выделяют пять живых существ: богов, людей, духов, животных, обитателей ада. Таким образом, шестым видом или Буддой, называют нечто отличающееся от перечисленных представителей мира.

Это совершенно иной уровень существования. В переводе с санскрита это слово означает «пробужденный» – тот, кто овладел ясным осознанием своей природы. Гораздо чаще это понятие ассоциируется с Буддой Шакьямуни, ставшим основателем буддийского религиозного и философского направления более 2,5 тысячелетий назад.

Кто он такой? Как выглядел Будда на самом деле?

Внешние признаки

Сиддхартха Гаутама появился на свет более 2,5 тысячелетий назад. Практически сразу после рождения провидцы, приглашенные его отцом во дворец, предсказали мальчику великое будущее. Став в последующем Буддой Шакьямуни, он основал буддийское религиозное направление, последователи которого составляют практически половину населения земного шара.

Черты лица

Сложно достоверно предположить, как выглядела внешность основателя учения о духовном пробуждении. Нет никаких достоверных источников, которые зафиксировали, как при жизни выглядел Просветленный, отсутствуют точные описания его внешности.

Первые письменные упоминания о нем и изображения появились лишь спустя почти 400 лет после смерти. Труды его учеников и последователей много раз переписывались, обрастая авторскими искажениями.

На статуях и графических изображениях внешность Будды имеет четко выраженные черты человека с азиатскими корнями. И в то же время они фактически безлики, вероятно, чтобы подчеркнуть собирательный характер образа создателя учения.

Собирая по крупицам и анализируя дошедшую до нашего времени сквозь тысячелетия информацию, многие исследователи утверждают, что внешность Просветлённого не имела восточных очертаний, а была ближе к европеоидному типу: с большими, вероятно, серыми или голубыми, глазами и светлым цветом кожи. 

Так это или нет, сегодня достоверно сказать не представляется возможным. Вероятно, дошедшие до нынешнего времени изображения основателя буддизма способствуют тому, чтобы каждый верующий видел его по-своему, так, как позволяет его визуализировать внутреннее духовное состояние.

Национальность

Согласно дошедшей до нашего времени легенде, Гаутама родился рядом с южной границей Непала, вблизи города Капилавасту. Существуют разнообразные мнения относительно корней рода, из которого произошел Будда. По одним исследованиям его семья имела индоиранские корни.

Другие утверждают, что не менее чем за 400 лет до появления Гаутамы на свет, его предки основались в Индии, переселившись из Восточной Европы, чем и объясняется возможный европеоидный тип лица Просветленного.

Не так уж и важно, какие корни были у Просветлённого в действительности, более значимым является то, что философское учение, которому он положил начало, не имеет границ и национальности.

32 великих признака

Ранние и поздние сутры Махаяны подробно описывают основные и второстепенные отличительные качества, которыми обладал Просветлённый. Несмотря на некоторые разночтения, прослеживающиеся в различных источниках, все они имеют общие характеристики.

Итак, 32 основных признака Будды Шакьямуни:

  • имел округлой формы руки и нижние конечности;
  • описываются ноги, напоминающие черепашьи;
  • на ногах имелись перепонки, достигающие чуть ли не до середины фаланги;
  • пухлые руки и ноги, напоминающие аналогичные части тела ребенка;
  • выпуклые главные части тела;
  • длинные пальцы на руках;
  • широкие пятки;
  • тело отличалось массивностью и было прямым;
  • колени не выделялись;
  • направление роста волос прямо и вверх;
  • подобные антилопе голени;
  • красивые, длинные руки;
  • не выделяющийся пенис;
  • обладал золотистым цветом кожи;
  • кожные покровы отличались нежностью и были тонкими;
  • вьющиеся волосы завивались только вправо;
  • на лице волосы были едва заметны;
  • фигура напоминала тело льва;
  • округлые запястья;
  • широкие массивные плечи;
  • мог превращать неприятный запах в благовония;
  • сложен, подобно дереву ньягродха;
  • имел выпуклость на темени;
  • язык был длинен и красив;
  • голос напоминал Брахму;
  • имел львиные щеки;
  • отличался ровным зубным рядом;
  • зубы были белоснежными;
  • зубы плотно прилегали друг к другу;
  • обладатель 40 зубов;
  • глаза напоминали сапфиры;
  • ресницы длинные, как бычьи.

В сутрах имеются упоминания и о 80 других признаках, описывающихся, как второстепенные. Все указанные отличительные особенности Просветлённого, называются еще «Признаками великого человека». Именно так называют верующие того, кому уготовано судьбой познать Высшую Истину.

Жизнь Сиддхартхи Гаутамы

Портрет духовного основателя философского учения был бы неполным, если не рассказать о том, кем был по происхождению Будда Шакьямуни, тем более что история его жизни овеяна красивыми легендами.

Родившись в богатой семье, ему судьбой было предначертано уже при рождении стать Великим Буддой. Его ждал царский трон и безбедная жизнь. Однако, в возрасте 29 лет, Гаутама неожиданно для себя открыл, что существуют страдания, болезни, смерть. Он понял, что все блага, которые даются и сам человек – тленны, распадаются и исчезают.

Ни слава, ни богатства, ни родственные узы, ни сама жизнь не остаются навсегда. Все это мимолетно. И лишь само пространство вечно. Только сознание способно открыть истину.

Отказавшись от безбедной обеспеченной жизни, он покинул дворец и превратился в отшельника и скитальца, посвятив себя познанию Истины. В возрасте 35 лет после длительной медитации он смог избавиться от всех существовавших противоречий в своей голове, постиг Истину и стал Буддой Шакьямуни – Просветленным мудрецом, принадлежащим роду Шакьев.

Он никогда не говорил о своем божественном происхождении. Будда Шакьямуни был обычным человеком, который смог постичь великий смысл земного существования и на протяжении 45 лет дарил свое учение и знание страждущим умам.

Умер, достигнув 80-летнего возраста. Как гласит легенда, зная, что должен уйти, он осознанно принял дар с отравленными яствами. Последователи учения, согласно традиции, сожгли тело учителя, достигшего Просветления, разделив прах на восемь сосудов.

И сегодня существуют храмы, оберегающие самую большую реликвию для всего буддистского мира – прах Просветлённого.

Мир есть внутри каждого из нас. Мы его сами порождаем в себе, сами себя уничтожаем и сами себя в состоянии спасти.

Заключение

Не являясь божественным существом, а обычным человеком, Будда смог доказать и показать, что каждый может преодолеть все существующие ограничения путем длительной работы ума. Благодаря его опыту, учение актуально и в наши дни и продолжает передаваться последователями по всему миру.

Дорогой Читатель, если тебе понравилась наша статья, поделись ею в своих социальных сетях.

До новых встреч!

o-buddizme.ru

Кто такой Будда?

Имена Будды

Конечно же, слова буддизм, буддисты у многих на слуху. Каждый знает, что эти термины обозначают одну из мировых религий и непосредственное ее приверженцев, но мало кто знает о человеке основавшем ее. Кем он был. И как стал культовой личность.

  • Сиддхартха
  • Гаутама
  • Шакьямуни
  • Татха-гата
  • Джина
  • Бхагаван

Все это имена одного и того же человека более известного как Будда. Все эти имена выражают либо принадлежность к мирскому статусу и роду, либо к религиозно-мифологической жизни. Попробуем разобраться, что означают все эти многочисленные имена:

  • Сиддхартха – имя, данное после рождения.
  • Гаутама – имя символизирующие принадлежность к роду.
  • Шакьямуни – «мудрец из племени таков».
  • Будда – «просветленный».
  • Татха-гата – «так приходящий и так уходящий»
  • Джина – «победитель»
  • Бхагаван – «торжествующий».

На данный момент имеются данные о пяти вариантах биографий Будды:

  1. «Махавасту», написанная во II веке н.э.
  2. «Лалитавистара», созданная во II-III веках н.э.
  3. «Буддхачарита», изложенная поэтом Ашвагхошей примерно в I-II веках н.э.
  4. «Ниданакатха», появившаяся благодаря труду неустановленных авторов где-то в I веке н.э.
  5. Абхинишкраманасутра, вышедшая из под пера буддийского схоласта Дхармагупты относительно недавно, в раннем Средневековье.

Когда родился Будда

По сей день, среди историков ведутся споры относительно даты жизни Сиддхартха. Одни ссылаются на официальное буддийское летоисчисление и указывают даты 623-544 год до н.э. Другие придерживаются иной датировки, согласно которой родился Будда в 564 году до н.э., а умер в 483 году до н.э.

Есть несколько дат рождения Будды, какая из них максимально точная не известно до сих пор

Не точности и расхождения прослеживаются не только в датах жизни и смерти, но и в самой биографии. Кто такой Будда? В описаниях его жизни так тесно сплетены реальные и мифологические события, что отделить их друг от друга становится практически невозможно, поэтому судить о том, где правда и где вымысел очень сложно.

Краткая биография Будды

Все же попробуем хоть немного разобраться хотя бы с тем, откуда взялся этот загадочный человек. Родился он в местечке Лумбини недалеко от города Капилавасту, расположенного в северо-восточной части Индии, в семье Шуддходаны – царя племени шакьев, жившего в середине I тысячелетия до н.э. в северных районах долины Ганга в Индии, и царицы Майи рождается наследник принц. Причем как это ни странно звучит, а в придании написано именно так, он родился из правого бока матери.

Видно из-за такого нетрадиционного способа рождения на малыша обратили внимания боги, которые совершили перед ним обряд поклонения. Будучи только родившимся малышом, Будда был способен разговаривать и произнес небольшую речь, обращенную к пришедшим к нему богам. В его коротком выступлении шла речь о том, зачем он пришел в этот мир. А пришел он для того, что бы стать владыкой мира который положит конец смерти и старости, а так же предродовым мукам матерей.

Родители принца будучи весьма богатыми людьми сделали все для того что бы принц ни в чем не нуждался. Когда Гаутама подрос, к нему приставили лучшего учителя, но тот вскоре заявил, что его ученик преуспел во всех науках и знает гораздо больше своего учителя.

Видя в Сиддхартхе необычайный ум и мудрость, родственники царя советуют женить своего сына, дабы тот не отправился путешествовать, оставив престол. Начинаются поиски достойной невесты, и в роли добровольца выступает девушка Гопа из рода шакьев, считающая себя идеальной кандидатурой и обладающая всеми необходимыми добродетелями.

Гигантская бронзовая скульптура Будды, высотой 34 метра и весом более 250 тонн

Отец же девушки сильно опасается, что избалованный принц не сможет стать для его дочери достойным мужем, и устраивает соревнования за право обладания своей дочерью. Будда с легкостью побеждает в соревнованиях по поднятию тяжестей, подняв мертвого слона одним пальцем и забросив его далеко за пределы города. Так же он выходит победителем в соревнованиях по письму, арифметике и стрельбе из лука.

Впоследствии Будда женится на Гопе и у них рождается сын. Они счастливо живут в окружении гарема из 84 тысяч девушек во дворце. Но как то однажды он узнает о существовании на земле болезней, старости и смерти и тут же покидает дворец и отправляется на поиски пути избавления человечества от страданий.

Нелегко было отыскать спасительный способ для человечества. Принцу во время его долгого пути много чего пришлось понять и пережить разные приключения. Но в итоге он обрел ответ на интересующий его вопрос и стал продвигать эти знания в массы. Будда создал первую монашескую общину (сангха). И вместе с учениками 40 лет бродил по многолюдным поселениям и глухим уголкам Индии, проповедуя свое учение.

Умер же Будда в местечке под названием Кушинагара в возрасте 80 лет. Тело его было по традиции кремировано, а прах роздан восьми его последователям, шесть из которых были посланниками монашеских общин. Каждый, кто получил часть праха, захоронил его и на этом месте построил надгробную пирамиду (ступу).

Есть еще одно предание, которое гласит, что один из учеников Будды прямо из пламени погребального костра смог выхватить зуб учителя. Со временем зуб стал реликвией, которой покланялись, которую берегли и во время войны в целях безопасности перевозили из страны в страну. В конце концов, зуб обрел свое постоянное место пребывания на Шри-Ланке в городе Канди, где в его честь возвели храм Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые торжества, начиная с V века н.э.

Перерождения Будды

Ну что же, с тем, что более менее реально в биографии Будды мы разобрались, можно переходить к более интересному - мифической составляющей и выяснить, кто такой Будда? Как утверждают приверженцы Будды, он 550 раз перерождался в виде разных существ:

  • 83 он был святым
  • 58 раз царем
  • 24 раза монахом
  • 18 раз обезьяной
  • 13 раз купцом
  • 12 раз курицей
  • 8 раз гусем
  • 6 раз слоном

А еще был:

  • Рыбой
  • Крысой
  • Плотником
  • Кузнецом
  • Лягушкой
  • Зайцем и т.д.

Все эти перерождения происходили на протяжении многих кальп, где 1 кальпа – период времени, равный 24 000 «божественных» лет или 8 640 000 000 лет человеческих.

Не мудрено, что за такое количество времени пребывания на земле, переродившись в принца, Будда превосходил своими знаниями любых учителей. Удивительно то, почему за такое количество лет Будда раньше ни разу не слышал о нужде живущих в этом мире и не нашел способа помочь.

Просветление и реинкарнация  Будды

Так или иначе, встреча с монахом подсказывает принцу путь, каким он должен пойти. Однако открытие истины потребовало еще некоторых раздумий.

По легенде Сиддхартха садится под дерево и погружается в состояние созерцания на 49 суток, пока, наконец, не достигает просветления.

После того как Будда умер все его последователи ждут следующего его перерождения на земле в образе человека и возможно это событие уже произошло.

В 2008 году сотни паломников посетили леса Непала, чтобы собственными глазами увидеть 17-летнего юношу Раму Бахадур Банджану, неофициально объявленного еще в 2005 году очередной реинкарнацией Будды.

Рама Бахадур Банджан, признанный как очередная реинкарнация Будды

Все же не все буддисты верят, что этот молодой человек именно тот за кого себя выдает. В 2008 году он объявил, что собирается на три года уединяться от всех для созерцания и медитации, но через несколько месяцев выяснилось, что ни о каком уединении речь и не идет.

По Непалу пронесся слух, что Рам дает 45 минутные проповеди неподалеку от столицы Катманду. Множество половников тут же захлестнули аэропорт столицы, поспешив послушать, о чем же проповедует миссия. Выяснилось, что во время проповедей с приходящих собираются немалые пожертвования - якобы на строительство храма.

Власти Непала пока не предпринимают никаких действий, но и не исключают что Рам Бахадур Банджан самозванец и мошенник. Проповеди ведутся и сегодня, а храм так и не возведен. Куда идут деньги - остается загадкой.

www.iksinfo.ru

Будда - это... Что такое Будда?

Запрос «Будда» направляется сюда. О человеке см. статью Будда Шакьямуни. Скульптура будды Амитабхи династии Тан, расположенная в пещерных гротах восточного Китая Будда (санскрит) Будда (китайский)

Бу́дда (санскр. बुद्ध, буквально — «пробудившийся», «просветленный») в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования», либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (бодхи)[1].

Значение и смысл понятия

Неединственность

Сиддхартха Гаутама (после пробуждения называемый «Буддой Шакьямуни»), живший приблизительно с 623 по 543 год до н. э. и достигнувший бодхи около 588 года до н. э., не считается буддистами ни первым, ни последним буддой. С точки зрения классической буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы.

В буддийской космологии говорится о неисчислимом количестве подобных существ[1], так что Гаутама-будда является одним из звеньев в череде будд, продолжающейся с далекого прошлого до далекого будущего. Его первым известным предшественником был будда Дипанкара ruen, а будда, следующий за Гаутамой, именуется Майтрейя. Данный список из 24 будд перечислен в «Будцхавансе» или «Рассказах о буддах», которые являются частью неканонического сборника историй о жизни Будды Шакьямуни «Нидана-катхи»[2].

Согласно палийскому канону, существует список из семи будд прошлого, в котором Гаутама-будда является седьмым[3][4]. Также существует список из 28 будд прошлого ruen, в котором перед Дипанкарой записаны ещё три будды.

Отличение от центральных фигур других религий

Исторический Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представляет собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами»[5] или спасителя[6], а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары.

Отличение от других буддийских фигур

Следует иметь в виду, что различия между буддийскими фигурами:

  • буддами,
  • бодхисаттвами (существами, взявшими на себя миссию пробуждения сознания всех существ),
  • дхармапалами (защитниками учения и его носителей),
  • дакинями (в тантрическом буддизме — женские духи, носительницы тайных учений),
  • йидамами (медитационными формами будд),
  • богами (дэва на санскрите, лха на тибетском; — в буддизме они, как и люди, — сансарные существа, так же подверженные закону причинно-следственной связи и пребывающие в неведении относительно своей истинной природы)
  • и другими, —

не всегда очевидные для поверхностного взгляда человека, мало знакомого с буддизмом и проводящего прямые аналогии с теистическими фигурами, — для буддистов и буддологов очевидны и важны.

Общедоступность состояния будды

Блаженство пробужденного состояния, нирвана, — согласно буддизму, доступно всем существам; при этом в ортодоксальном буддизме считается, что для достижения нирваны необходимо вначале родиться человеком[7]. Подчеркивая эту всеобщую доступность, а также учитывая очень малый шанс родиться человеком, равный вероятности того, что «черепаха, плавающая в глубинах мирового океана, вынырнув на поверхность, сразу же попадет головой в отверстие единственного деревянного круга, кем-то брошенного в океан», буддизм рекомендует людям в своей жизни[7]:

  • (с точки зрения хинаяны) достигнуть пробуждения (нирваны) для себя или
  • (с точки зрения махаяны) вначале достигнуть пробуждения самостоятельно, а затем окончательно освободить всех остальных существ от страдания.

Будда Шакьямуни

Основная статья: Будда Шакьямуни

Будда в греко-буддийском стиле I—II вв. Гандхара (современный Пакистан). (Стоящий Будда в Национальном музее Токио). Голова Будды. Национальный музей Индии.

В соответствии с правилами русского языка, слово «Будда», написанное с большой буквы, означает конкретную историческую личность — Сиддхартху Гаутаму, наследника знатного рода Шакьев, принадлежавшего к касте воинов и правителей.

Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Изначально изложения представляли собой устные повествования, позднее были записаны тексты, такие как Махавасту, Лалитавистара, Ниданакатха, Буддхачарита, Абхинишкраманасутра[8]. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник «Джатака», составленный около II века до н. э. на языке пали.

Культурное значение

Скульптурные изображения Будды

Будда
  • Еще одна скульптура Будды

Главные будды (в алфавитном порядке)

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Степанянц, 2011, с. 171
  2. ↑ Андросов, 2001, с. 55—56
  3. ↑ Ермакова, 2004, с. 68
  4. ↑ Leiden, J.Ph. Vogel. THE PAST BUDDHAS AND KAA’SYAPA IN INDIAN ART AND EPIGRAPHY. \\ Asiatica vol.65, 1954.
  5. ↑ Лысенко, 2003, с. 8—9
  6. ↑ Бернюкевич, 2009, с. 34
  7. ↑ 1 2 Торчинов, 2000, с. 24
  8. ↑ Жуковская, 1992, «Личность основателя буддизма»

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
  • Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2
  • Бернюкевич Т. В. Буддизм в российской философской культуре: «чужое» и «свое». — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-397-00531-9
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика)
  • Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФРАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9
  • Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8
  • Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9

dic.academic.ru

Будда - это... Что такое Будда?

  • БУДДА — (санскр. и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый»), в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Б. имеет много… …   Энциклопедия мифологии

  • БУДДА — (санскр. букв. просветленный),..1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623 544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царского рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имен Будды Шакьямуни, отшельник из шакьев )2)] В буддизме …   Большой Энциклопедический словарь

  • Будда — >). /> Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда. Камень. IV в. Сарнатх (). Будда (“просветлённый”) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (“просветления”). В буддийском пантеоне насчитывается множество …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • БУДДА — (санскр. budha мудрый, от budh понимать). Лицо, давшее индусам религиозные и нравственные законы и почитаемое ими как божество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДА в переводе мудрец, сын царя… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Будда — (просветлённый) в буддийской религии существо, достигшее высшего духовного знания (просветления). В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении Будда имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623 544 гг. до н.э.) …   Исторический словарь

  • будда — просветленный, мудрец, гаутама Словарь русских синонимов. будда сущ., кол во синонимов: 5 • гаутама (1) • мудрец …   Словарь синонимов

  • БУДДА — (санскр. просветленный) (ок. 567 488 до н.э.) основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Согласно преданию, Сидд хартха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакьямуни отшельник из… …   Новейший философский словарь

  • БУДДА — (правильнее Б у д д х а, санскр., букв. – просветленный), Сиддхартха из рода Г а у т а м ы, – согласно буддийской традиции, основатель философии и религии буддизма. Дошедшие до нас жития Б. наполнены мифологич. вымыслами, что служит для нек рых… …   Философская энциклопедия

  • Будда — (Buddha), титул, присваиваемый буддистами любому (земному или трансцендентному) существу, достигшему состояния нирваны (полного освобождения). Однако обычно так называют Сиддхартху Гаута му (сер. 1 го тыс. до н.э.), основателя буддизма. Согласно… …   Всемирная история

  • Будда — Буддизм …   Википедия

dic.academic.ru

Будда как личное имя обозначает будду Шакьямуни

Божества мира неформ отличаются от божеств мира форм большей тонкостью. И те и другие пребывают в состоянии сосредоточения с начала и до конца жизни, очень и очень долгой, но не бесконечной. Боги и богини чувственного мира предаются более разнообразным, но и более обыденным видам деятельности. Чаще всего они забавляются, танцуют, музицируют, а иногда отражают нападения завидующих им титанов (асура). Да и среди самих богов более могущественные не прочь обрушиться на слабейших, ревнующих к их славе. Иначе говоря, дэва отличаются от людей продолжительностью жизни и богатством, но могут быть раздражительными, завистливыми, честолюбивыми, грубыми и т.п. подобно простым смертным. Могут они, разумеется, быть и благосклонными и оказывать помощь нуждающимся. Зато те, кто их раздражает, не должны удивляться приключающимся с ними разнообразным неприятностям.

Напротив, «надмирных» божеств опасаться не следует. Они суть арья, существа, обретшие непосредственное понимание пустоты. С этих пор они сознают, что внешние проявления, предстающие нашему полю восприятия, иллюзорны, нереалистичны, обманчивы. Там, где обычно мы видим только белый свет, радуга являет нам гамму семи цветов; на своем опыте мы можем утверждать, что воздух, в котором мы передвигаемся, газообразен и не является для нас препятствием, но, если скорость передвижения возрастет, мы как будто натыкаемся на бетонную стену.

Все это мы признаем разумом, но не делаем соответствующих выводов. Однако не демонстрирует ли изложенное, что ощущаемые нами предметы сами по себе не таковы, какими мы их воспринимаем, а то, что мы о них знаем, зависит не только от того, каковы они сами по себе, но и от того, что мы способны увидеть, а также от окружающих факторов? Короче говоря, объекты, которые представляются нам субстанциальными, самозарождающимися, не зависящими от причин и условий, на самом деле не обладают такой абсолютной природой, и понять их — значит осознать пустоту, характеризующую все, что есть, включая будд, божеств и саму пустоту.

Отрицая абсолютность некоего феномена, она существует по отношению к этому феномену, завися также от постигающего ее духа, и таким образом лишена всяких субстанциальных свойств. Вот что знают арья, и эта определяющая их мудрость сопряжена с рядом других качеств, в том числе состраданием к тем, что в своем невежестве остаются в плену сансары, своих страстей и их пагубных последствий. Этика арья подразумевает абсолютную чистоту, что приравнивает их к бхикшу, монахам высшего посвящения.

Решить проблемы, мне помог Денежный амулет, который заколдован так, чтобы постоянно привлекать к ВАМ, удачу и деньги. Внимание: настоящий Талисман Удачи должен изготавливаться и настраивается строго индивидуально, я заказывала его именно здесь!

Однако же статус арьев не одинаков.

Они подразделяются на шраваков, пратьекабудд, бодхисаттв и будд. Если всякий будда по определению архат, т.е. освобожден от сансары благодаря решительному и полному уничтожению пелены клеш, то прочие арьи не обязательно достигли этой стадии.

Шраваки или слушатели

Суть те ученики Будды, чьей основной целью является лично достичь состояния архата — искоренения страданий, а не жизни, — применяя наставления, которые они получают от своего учителя или учителей.

Пратьекабудды или одинокие просветленные

Также, прежде всего, ищут собственного освобождения. От слушателей их отличают большее число добродетелей и тот факт, что они достигают цели, состояния архата, даже в ту темную эпоху, когда ни один будда не распространяет свое учение.

Если шраваки и пратьекабудды связаны с хинаяной, то бодхисаттвы относятся к махаяне. Их характеризует такое качество, как бодхичитта, т.е. сильнейшее стремление, в дальнейшем самопроизвольное, стать буддой и вести все существа, а не только самих себя к пробуждению.

Арьябодхисаттвы проходят десять бхуми

Духовных этапов, знаменующих развитие десяти парамит (совершенств):

  • щедрости,
  • этики,
  • терпения,
  • воодушевления,
  • сосредоточенности,
  • мудрости,
  • искусства использования имеющихся средств,
  • мощи,
  • желания,
  • высшей мудрости.

Поднявшись над пеленой клеш и уничтожив завесу на пути к всеведению, они становятся буддами.

Итак, будды суть те, что отбросили все несовершенства и довели до совершенства все достоинства, высшими из которых являются всеведение, бесконечное сострадание и бесконечные возможности. Будды постоянно пребывают в медитации внутри дхармадхату, области пустоты, но у них есть также способность прозревать в любой момент все то, что происходит в мире. Именно поэтому говорят, что будды постоянно присутствуют во всех уголках Вселенной. Разумеется, дело не в том, что все будды в качестве индивидов зримы повсюду, а в том, что их знание постоянно обнимает все сущее.

Действительно, слово будда не обозначает

Исключительно индивидуализированные существа. Будда как личное имя обозначает будду Шакьямуни. Как имя нарицательное, оно применяется ко всем существам, достигшим просветления, или совершенным, но употребляется и в функции прилагательного. Шакьямуни как исторический персонаж есть будда, но и дух его — тоже будда, поскольку он полностью очищен и развит, и то же относится к его телу и ко всякому его качеству или свойству.

Смотреть на видео есть Дух просветления в буддизме

www.sudba.info


Смотрите также