Какая московская усадьба была именем графов шереметьевых


История усадьбы Останкино

1 8213

Первое упоминание об Останкино относится  к 1558 году: «деревня Осташково» названа «поместьем» служилого человека Алексея Сатина. После него на этих землях сменилось несколько владельцев.

Благоустройство усадьбы Останкино началось при начальнике Посольского приказа боярине Василии Щелканове: был вырыт пруд, построен господский дом, деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, дома священнослужителей и «деловых людей», обслуживавших владельца.

С 1620 по 1743 год Останкино числилось за родом князей Черкасских – потомков кабардинского владетеля Инала, приехавших в Москву и принявших православие.

Михаил Яковлевич Черкасский, унаследовавший Останкино в 1667 году, взамен старой, деревянной церкви построил новую кирпичную (1678-1683), сохранившуюся до наших дней и являющуюся выдающимся памятником московского церковного зодчества конца XVII века.

Последним владельцем Останкино из рода Черкасских стал Алексей Михайлович. При нём усадьба, имевшая хозяйственное назначение, превратилась в летнюю парадную резиденцию с большим домом, регулярным садом и оранжереями.

В 1743 году усадьба Останкино в качестве приданого княжны Варвары Алексеевны Черкасской перешло в род графов Шереметевых. Пётр Борисович, занятый строительством любимого Кускова, не уделял Останкино большого внимания.

Новая страница в формировании истории усадьбы Останкино связана с именем графа Николая Петровича Шереметева, истинного знатока и ценителя искусств. Один из образованнейших людей своего времени, страстный театрал, он осуществил в Останкине свою давнюю мечту о создании театрально-дворцового комплекса. Строительные работы продолжались с 1792 г. По 1798г. Дворец возводился по проектам выдающихся зодчих конца XVIII века Ф. Кампорези, В. Бренна, И. Старова, а также крепостного архитектора И. Аргунова. Здание дворца – театра выстроено из дерева и оштукатурено под камень. С постройкой дворца окончательно сложился облик Останкинской усадьбы, включавшей в себя пруд, небольшой парадный двор, дворец-театр, регулярный и пейзажный сад.

Открытие театра состоялось 22 июля 1795 года лирической драмой «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» ( текст П. Потёмкина, музыка О. Козловского). Партию красавицы-турчанки Зельмиры исполняла «первая» актриса крепостного театра П.И. Ковалева-Жемчугова.

В наши дни усадьба Останкино представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца XVIII века. Но на этом история усадьбы Останкино не заканчивается...

mos-holidays.ru

Усадьбы графов Шереметевых - История России в фотографиях

Добро пожаловать!

Проект «История России в фотографиях» — это собрание фотоснимков, сделанных на территории России в течение почти полутора веков: с 1840 по 1999 год. В него входят фотографии на разные темы из музейных архивов и личных коллекций.

Рассматривайте снимки, создавайте выставки и делитесь фотографиями из домашних альбомов — давайте вместе составлять фотолетопись страны.

Проект разработан при поддержке Яндекса и Министерства культуры Российской Федерации.

Катание на велосипедах в Михайловском. 1880-е. Автор – Ламберг. Михайловское было приобретено графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым в 1870 году. Усадьба была дорога ему как память о матери – Анне Сергеевне Шереметевой, которая провела там свое детство.

Главный фасад Останкинского дворца. 1913. Неизвестный автор. Усадьба, в первую очередь, связана с именем Николая Петровича Шереметева, который построил в Останкине знаменитый театр.

Дачный театр в Останкине. 1913. Неизвестный автор. С 1869 года останкинские земли стали сдаваться под строительство дач. Со временем Останкино превратилось в одно из любимейших мест летнего отдыха москвичей.

На яхте. 1893–1897. Неизвестный автор. Граф Александр Дмитриевич Шереметев был избран первым командором Невского яхт-клуба, образованного в 1894 году, устав которого был утвержден Николаем II, что позволило ему именоваться «Высочайше утвержденным».

Усадьба Ульянка 1900–1915. Неизвестный автор. В 1806 году Ульянку приобрел граф Николай Петрович Шереметев, мечтая уединиться в ней после смерти своей любимой жены Прасковьи Жемчуговой.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев у гаража на четыре автомобиля в Ульянке. 1900–1915. Неизвестный автор. В начале XX века автомобиль стал быстро завоевывать место в жизни обеспеченных людей. Среди усадебных построек появился гараж. Часто это были переоборудованные под автомобили конюшни.

Ирина Илларионовна Шереметева в Гавронцах. 1904. Автор – Сергей Шереметев, сын Ирины Илларионовны и Дмитрия Сергеевича Шереметевых, которому в это время было 5 лет.

Купание городских лошадей в Гавронцах. 1904. Неизвестный автор. Во времена, когда Гавронцами владел граф Дмитрий Сергеевич Шереметев, в селе было 180 домов, где проживало 1150 жителей, о чем сообщал знак на въезде.

Сергей Шереметев с фотоаппаратом. 1904. Неизвестный автор. В коллекции музея-усадьбы Останкино хранятся два альбома, принадлежавших семье Дмитрия Сергеевича Шереметева, всего – 114 любительских фотографий, сделанных самими обитателями усадьбы.

Ярмарка 24 июня в Гавронцах. 1904. Неизвестный автор. Особым удовольствием в усадьбе были сельские праздники и гулянья, одним из поводов для которых являлся храмовый праздник села. В Гавронцах – это церковь во имя Рождества Святого Иоанна Предтечи.

Дети и взрослые выпускают в реку раков в Гавронцах. 1904. Неизвестный автор. В усадьбе Гавронцы активно развивалось садоводство, цветоводство, животноводство, птицеводство. В усадьбе также разводили раков, имелся фазанник и пчельник.

Сергей с кабачками в Гавронцах. 1904. Неизвестный автор.

Мария, Сергей, Екатерина Павловна Шереметевы и их гости за чаепитием в Серебряных прудах. 12–19 мая 1891. Неизвестный автор. Имение получил в качестве приданого Петр Борисович Шереметев. Он организовал в Серебряных Прудах один из крупнейших в России конезаводов.

Групповой портрет у Нового пруда в Серебряных прудах. 12–19 мая 1891. Неизвестный автор. Последним владельцем имения был граф Сергей Дмитриевич Шереметев. При нем в имении был прекрасный фруктовый сад, работал сыроваренный завод, винокуренные заводы. Хозяйство велось образцово.

Открытие памятника Николаю Михайловичу Карамзину в Остафьеве. 18 июля 1911. Автор –Петр Петрович Павлов. С конца XVIII века усадьба принадлежала князьям Вяземским. В 1804 году Вяземские породнились с историком Н. М. Карамзиным. В Остафьеве были написаны 8 томов «Истории государства Российского».

Усадьба Кусково. 10 июня 1908 года. Автор – Петр Петрович Павлов. Сергей Дмитриевич Шереметев часто приглашал для съемок важных событий в жизни семьи одного из лучших фотографов того времени – Петра Петровича Павлова.

Вы посмотрели выставку «Усадьбы графов Шереметевых» Вам понравилось?

Посмотреть еще раз

Усадьбы графов Шереметевых

В фотографической коллекции музея-усадьбы Останкино сохранился образ двенадцати усадеб. Все они имели свое неповторимое лицо, свое «высшее» назначение. Сохранившиеся фотографии помогут нам прикоснуться к кипевшей в них разнообразной и насыщенной жизни семьи графов Шереметевых.

russiainphoto.ru

Усадьба Останкино в Москве

Усадьба Останкино. Впервые о ней написано в летописных документах 1558 года, где поселение «деревня Осташково» значилось за неким Алексеем Сатиным и именовалось «поместьем».

Значимые преобразования в усадьбе пришлись на конец XVI – начало XVII столетий, когда владение находилось с собственности Василия Яковлевича Щелканова – весьма влиятельного человека времен правления Иоанна Грозного и Бориса Годунова, некоторое время даже возглавлявшего Посольский приказ.

Именно при нем в усадьбе появился пруд, были возведены господские палаты, деревянная церквушка Живоначальной Троицы, а также избы для священников и обслуги.

В 1620-м владение отошло к представителям княжеского рода Черкасских – кабардинцам, потомкам легендарного верховного князя Кабарды Инала, перебравшихся в Первопрестольную и принявших здесь православие. Члены семьи оставались хозяевами усадьбы вплоть до 1743 года.

При Михаиле Яковлевиче Черкасском, вступившем в права наследства в 1667-м году, перестроили в камне Троицкую церковь (1678-1683), сохранившуюся до нашего времени в неизменном виде.

Последним из Черкасских – владельцев усадьбы Останкино – был Алексей Михайлович Черкасский, при котором больше хозяйственное имение стало парадной резиденцией, куда его семья переезжала из Москвы на летний период. Тогда здесь появился просторный господский особняк, был разбит регулярный сад и отстроены оранжереи.

История усадьбы Останкино при Шереметевых

В 1743-м владение отошло графскому роду Шереметевых как приданое Варвары Алексеевны Черкасской, обвенчавшейся с Петром Борисовичем Шереметевым. Последний в те годы больше занимался своей любимой усадьбой Кусково, а потому новому поместью особого внимания не уделял.

Новая история усадьбы Останкина началась уже при его сыне – Николае Петровиче Шереметеве.

Он был весьма образованным человеком, интеллектуалом, ценителем и почитателем живописи, пылким любителем театра. В усадьбе он решил воплотить свою давнишнюю мечту об устройстве в Москве театрально-дворцового комплекса.

Строительство и переустройство усадьбы началось в 1792-м году и продолжалось на протяжении шести лет.

Останкинский дворец – жемчужину владения – проектировали такие великие зодчие, как Франческо Кампорези, Винченцо Бренн, Джакомо Кваренги, Иван Егорович Старов и крепостной Павел Иванович Аргунов.

Между тем, Николай Петрович не был сторонним наблюдателем воплощения своих замыслов. Всем приглашенным зодчим он в общих чертах объяснял желаемые усовершенствования, поторапливал их с исполнением задания и далее требовал точного воплощения проекта от крепостных мастеровых.

Шереметев добивался совершенства дворца и его сцены, а потому и строительство, из-за частых перестроек и переделок, затянулось до 1798 года. Ко всему прочему, работы велись за глухой и высоченной оградой, дабы никто не мог увидеть задуманное.

Останкинский дворец отстроен из дерева, а уже поверх него нанесена штукатурка, обработанная «под камень».

Особое восхищение у публики вызывала театральная сцена, ставшая своеобразным трансформером, за считанное время превращавшегося в своеобразный «воксал» (так в старину называли помещения для гуляний с танцами и проведения маскарадов). Будто ниоткуда в зрительном зале, по обе его стороны, появлялись колоннады и все было готово для проведения бала.

Изумительна была и акустика у дворца-театра, а также в Египетском павильоне, где проводились концерты. Это достигалось и за счет специальной планировки помещений, и благодаря строительному материалу – дереву, из которого оба здания и были выстроены.

Помимо театрального зала, в Останкинском дворце были устроены парадные проходные гостиные, в которых зрители отдыхали во время антрактов и после окончания представлений. Стены здесь были увешаны великолепными полотнами, выполненными российскими и зарубежными живописцами.

Первый спектакль в усадьбе Останкино состоялся в 1795 году, 22 июля. Это была лирическая драма на слова Павла Сергеевича Потемкина и музыку Осипа Антоновича Козловского «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила». Партию главной героини исполнила прима шереметевского крепостного театра Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова – супруга Николая Петровича Шереметева.

Празднества со спектаклями прекратились уже в 1797-м году, так как дела службы требовали присутствия хозяина в Санкт-Петербурге. Последние из них были устроены в честь императора Павла I и польского короля Станислава Августа Понятовского.

В 1803-м Шереметев, после смерти любимой жены, и вовсе распустил театральную труппу.

В 1812-м усадьба в Останкине была разграблена солдатами Наполеона под командованием французского маршала Мишеля Нея, чья ставка тогда находилась неподалеку от дворца.

В 1856-м во владении некоторое время пребывал император Александр II, прибывший в Первопрестольную по случаю своей коронации. Для царственной особы изменили дизайн части помещений первого уровня Останкинского дворца.

Пришедшие к власти большевики усадьбу Останкино национализировали и открыли здесь экспозицию, которую в 1938-м переформатировали в «Музей творчества крепостных». В 1992-м владению вернули историческое имя.

progulkipomoskve.ru

«Усадьбы графов Шереметевых: история в фотографиях из собрания Музея-усадьбы "Останкино"»

Шереметевский дворец – уникальный образец дворянской усадьбы в самом сердце Петербурга – открывает фотовыставку, посвященную загородным усадьбам графов Шереметевых. Шереметевское состояние представляло собой огромную земельную площадь, разбросанную по всей русской равнине. В фотографической коллекции музея-усадьбы Останкино сохранились образы десяти усадеб из этого богатства: Молодой Туд, Борисовка, Кусково, Останкино, Серебряные пруды, Баланда, Ульянка, Михайловское, Остафьево, Гавронцы. Все усадьбы имели свое неповторимое лицо, свое «высшее» назначение. Какие-то из них ныне стали музеями, какие-то исчезли с лица земли. Но остались фотографии рубежа XIX-XX веков, которые помогут нам окунуться в усадебную жизнь семьи графов Шереметевых, историю известного рода и ушедшую культуру нашей страны.

В культуре России усадьба занимает громадное место, а с 60-х годов XIX столетия обретает особое, музейное значение. Это время для усадебной культуры было очень непростым. Отмена крепостного права и капитализация села подорвали основу существования русской усадьбы, что привело к разорению многих дворянских гнезд. Ушли в прошлое пышные приемы гостей, роскошные празднества и театральные затеи, жизнь в усадьбе приобрела более скромный характер. Но усадьба не умирает: ее стрежнем становится интеллектуальная среда, создаваемая собиравшимися там людьми. Многие владельцы начинают осознавать архитектурную ценность своих усадеб и собранных в них коллекций предметов искусства, сознательно создают на их базе музеи. На это время пришлось осознание усадьбы как семейной реликвии, «родового гнезда», которое надо сохранить. «То чувство к родине, которое унаследовано от родителей и дедов, в частности в привязанностях к семье, сосредоточивается в том заветном гнезде, где протекала наша жизнь, где настоящее сливается с прошлым и освещает будущее», – писал об усадьбах в своем очерке «Михайловское» граф Сергей Дмитриевич Шереметев в 1906 году.

На выставке Музея-усадьбы «Останкино» мы увидим величественные парадные интерьеры вскоре после приема императорской семьи в 1856 году в усадьбе Останкино графа Д. Н. Шереметева и почти дачную жизнь в усадьбе Гавронцы графа Д. С. Шереметева в 1904 году; виды уникального дворцово-паркового комплекса XVIII века в Кусково и первый в истории музей А. С. Пушкина в Остафьево, открытый С. Д. Шереметевым в 1899 году; усадьбу Ульянка, ставшую репетиционной базой для духового и симфонического оркестров графа А. Д. Шереметева, и первое в семейном владении Шереметевых село Большой Туд, все доходы с которого направлялись на содержание странноприимного дома Шереметевых в Москве…

Прошло 100 лет со времени трагических революционных событий, после которых, казалось, русские усадьбы, их владельцы, и все, что было с ними связано, ушли в небытие. Как писал А. Н. Греч, «…здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу, музыку, общественную мысль. На грандиозном пепелище выросли крапива и бурьян». И все же, несмотря на огромные потери, интерес к усадьбам и их обитателям в нашем обществе велик. Об этом говорит нескончаемый поток людей, осаждающих отреставрированные усадьбы, которым посчастливилось стать музеями, и вереница посетителей усадебных развалин, на которые махнули рукой власти, но не энтузиасты-любители отечественной истории.

theatremuseum.ru


Смотрите также